Главная - Статьи

Декретные и детские пособия в 2013 году

31 декабря 2012 г. заканчивается переходный период, в течение которого застрахованное лицо могло претендовать на выплату пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до 01.01.2011).

По страховым случаям 2013 г. и последующих лет расчет указанных пособий производится только с применением двухлетнего расчетного периода (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", ред. от 25.02.2011).
Однако это не единственное новшество в этой области, ожидающее страхователей в 2013 г.

Сам механизм исчисления среднего дневного заработка при расчете пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком существенно меняется применительно к страховым случаям, наступившим начиная с 1 января 2013 г.
Если средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности по-прежнему определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", ред. от 03.12.2011), то для расчета среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет применяться иной механизм.

В силу новой редакции п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для этих видов пособий определяется с 2013 г. путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
  • периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не начислялись.

Стандартным расчетным периодом являются два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в т.ч. за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В 2013 г. расчетным периодом будут 2011 и 2012 гг.

При определении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством выплаты за этот период принимаются к расчету в суммах, не превышающих предельной величины базы за эти годы (463 000 руб. за 2011 г. и 512 000 руб. за 2012 г.).

Это означает, что максимальная величина среднего заработка за два года для целей расчета пособий в 2013 г. составит 975 000 руб. (463 000 + 512 000).

Однако если для расчета пособия по временной нетрудоспособности максимальная сумма среднедневного заработка составит 1335,62 руб. (975 000 руб. / 730), то для рассматриваемых нами пособий она не будет такой же.

Делитель 730 уменьшается на количество дней, приходящихся на те отрезки времени, за которые застрахованное лицо не могло "пополнить" средний заработок, определяемый для целей пособия:

  • периоды временной нетрудоспособности;
  • периоды отпуска по беременности и родам;
  • периоды отпуска по уходу за ребенком;
  • периоды отпусков (основного, дополнительных, учебных, без сохранения заработной платы), исполнения государственных и общественных обязанностей, дни сдачи крови и ее компонентов, дни освобождения беременных женщин от вредных работ, периоды участия в коллективных переговорах, если на выплаты, связанные с таким освобождением от работы не начислялись взносы в ФСС РФ в связи с тем, что они в совокупности с другими выплатами застрахованному лицу нарастающим итогом с начала года превысили предельную величину облагаемой взносами базы.

Единственный вид исключаемых из расчета периодов времени, выбивающийся из общего принципа, - дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом.

За эти дни за работником сохраняется средний заработок, который (в части, не превышающей предельной величины базы) облагается взносами в ФСС РФ (см. Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985). Суммы среднего заработка, сохраняемые за работниками за эти дополнительные выходные дни, если с них взносы в ФСС РФ были начислены, при расчете среднего заработка для пособий исключать не следует: закон этого не предполагает.

Тем не менее начиная с 2013 г. при расчете среднего дневного заработка для пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком количество дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами исключается из делителя.

Пример. На 2013 г. у сотрудницы приходится отпуск по беременности и родам. Расчетный период для исчисления пособия - 2011 - 2012 гг. За расчетный период сотрудница проболела 19 календарных дней, воспользовалась очередными отпусками общей продолжительностью 56 рабочих дней, причем в 2011 г. использовала отпуск в начале года и с сумм отпускных страховые взносы в ФСС РФ были начислены, а в 2012 г. использовала отпуск в конце года, когда ее совокупный доход с начала года превысил предельную величину облагаемой базы, и отчисления с оплаты на отпуск в ФСС согласно Закону N 212-ФЗ не производились. Кроме того, в 2011 г. сотрудница была отстранена от работы за непрохождение обязательного инструктажа по технике безопасности на три календарных дня, а также находилась в простое по вине работодателя в течение 15 календарных дней. При расчете пособия на период декретного отпуска средний заработок работницы за 2011 - 2012 гг. следует разделить на 683 дня (730 - 19 - 28): исключить период болезни и один из отпусков (тот, за который не начислялись взносы). Периоды отстранения от работы и простоя (приостановки работы) не исключаются, т.к. не относятся к категории освобождения от работы.

Новый порядок, безусловно, на руку работнику: его среднедневной заработок должен возрасти, но для бухгалтера подобный расчет сопряжен с неудобствами.

Дальнейший расчет размера пособия остается без изменений.

Пособие по беременности и родам будет равно произведению среднедневного заработка на количество дней декретного отпуска.

Пособие на период отпуска по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 и на 40% (п. 1 ст. 11.2, п. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Описанное новшество, вероятно, в большинстве случаев сделает излишней замену расчетного периода, предусмотренную п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ.

Пункт предполагает, что если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Тем не менее данное правило из Закона не исключается, и при желании застрахованное лицо может своим правом воспользоваться и просить о замене расчетного периода.

Еще одним (традиционным уже) шагом в 2013 г. станет очередная индексация "детских" пособий. На этот раз коэффициент индексации будет равен 1,055 (ст. 10 проекта федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"). С учетом множителя пособия по страховым случаям 2013 г. составят:

а) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - 490,79 руб.;

б) единовременное пособие при рождении ребенка - 13 087,61 руб.;

в) минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком на первого ребенка - 2453,93 руб., на второго и последующих детей - 4907,85 руб.;

е) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью - 13 087,61 руб.;

ж) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 20 725,60 руб.;

з) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 8882,40 руб.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). В отдельных случаях при исчислении пособий по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет иметь значение, что с 2013 г. МРОТ, установленный Федеральным законом, также возрастет и составит 5205 руб. (проект федерального закона N 143351-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").

Неприятные новшества ждут тех работодателей, которые в 2012 г. пользовались освобождением от уплаты взносов в ФСС РФ в части, предусмотренной ст. 58 Закона N 212-ФЗ:

  • организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основные виды экономической деятельности которых перечислены в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ;
  • плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна;
  • аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности;
  • некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющие УСН и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  • благотворительные организации, применяющие УСН.

Неуплата этими лицами взносов в ФСС РФ в 2012 г. автоматически скажется на порядке финансирования пособий работникам, т.к. п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Применяя порядок расчета среднего дневного заработка для выплаты пособий, установленный п. п. 3 и 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, придем к выводу, что при исчислении пособий по страховым случаям 2014 г. сумма среднего дневного заработка составит 0 руб., а по страховым случаям 2013 г. будет заметно ниже аналогичных показателей тех застрахованных лиц, кто занят у работодателей, не имеющих тарифной льготы по взносам в ФСС РФ.

В таких случаях применяются нормы п. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ: если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также если средний заработок, исчисленный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Работники не могут быть дискриминированы в правах на получение пособий по причине работы на предприятии, применяющем льготные страховые тарифы, но и ФСС РФ обязан финансировать пособия этих граждан в суммах, превышающих МРОТ за полный месяц.

Вывод очевиден: начиная с 2013 г. страхователи, освобожденные от уплаты взносов в ФСС РФ согласно Закону N 212-ФЗ, будут производить доплату пособий работникам до расчетных величин за свой счет.

Январь 2013 г.





Статьи по теме: