Главная - Статьи

Чистые активы организации

 

Требование обязательного наличия у организации чистых активов, представляющих собой разницу между балансовой стоимостью активов (имущества) и размером обязательств общества, обеспечивает соблюдение условия, при котором организация в состоянии покрыть свои обязательства имеющимся имуществом. Изменение их стоимости в процессе функционирования предприятия - нормальное явление. Уменьшение стоимости чистых активов, включая их отрицательное значение, не обязательно означает, что общество неплатежеспособно. На практике встречаются случаи, когда организация может в течение определенного времени иметь отрицательную величину чистых активов и оставаться работающей и платежеспособной. Но все же лучше избегать этого, поскольку существуют еще и нормы законодательства.

Примечание. Правила контроля финансовых показателей деятельности большинства организаций в нашей стране не столь уж и жесткие. Размер чистых активов является практически единственным финансовым показателем, который контролируется государством в лице ФНС России.

Важность этого показателя как критерия существования организации вытекает из того, что он приведен в ГК РФ (ст. ст. 90 и 99).
Гражданским законодательством установлен минимум собственных средств, при котором организация может приступить к деятельности, а затем ее продолжать. До начала работы иных средств, кроме средств учредителей, у организации нет, поэтому при регистрации требуется сформировать уставный капитал в сумме не ниже минимально установленного размера. В упомянутых ст. ст. 90 и 99 ГК РФ определены соответственно требования к уставному капиталу обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер данного капитала не может быть менее суммы, определенной соответствующим законом.
Для ООО минимальный размер уставного капитала установлен в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В отношении акционерных обществ Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" определены минимальные размеры уставного капитала для ОАО и ЗАО. Причем определены они исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества. Для закрытого акционерного общества это не менее 100 МРОТ, для открытого акционерного общества - не менее 1000 МРОТ (ст. 26 Закона N 208-ФЗ).
В настоящее время для целей расчета минимальной величины уставного капитала применяется ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", которой с 1 января 2000 г. установлен МРОТ в размере 100 руб. Следовательно, минимальный размер уставного капитала для ОАО - 100 000 руб., для ЗАО - 10 000 руб.
В дальнейшем организация, имея основной целью извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), наращивает чистые активы за счет своей рентабельной деятельности. При этом для указанных обществ посредством установленных норм Законов N N 14-ФЗ и 208-ФЗ контролируется возможность увеличения уставного капитала за счет имущества организаций, а также чтобы величина чистых активов была не ниже минимально установленного размера уставного капитала.
Это необходимо для осуществления контроля за решениями, принимаемыми обществом по распоряжению собственным капиталом. Так, соотношение величины чистых активов, уставного капитала и резервного фонда общества имеет значение для применения следующих положений Законов N N 208-ФЗ и 14-ФЗ:
- сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет его имущества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества, с одной стороны, и суммой уставного капитала и резервного фонда общества - с другой (п. 5 ст. 28 Закона N 208-ФЗ, п. 2 ст. 18 Закона N 14-ФЗ);
- общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям (о распределении своей прибыли между учредителями (участниками)), если на день принятия такого решения стоимость его чистых активов меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций (меньше его уставного капитала и резервного фонда) либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения (п. 1 ст. 43 Закона N 208-ФЗ, п. 1 ст. 29 Закона N 14-ФЗ);
- общество не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям (прибыль учредителям (участникам) общества), если на день выплаты стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций (меньше его уставного капитала и резервного фонда) либо станет меньше указанной суммы в результате выплаты дивидендов (п. 4 ст. 43 Закона N 208-ФЗ, п. 2 ст. 29 Закона N 14-ФЗ).
Помимо этого акционерное общество не вправе осуществлять приобретение размещенных им акций:
- обыкновенных, если на момент их приобретения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате приобретения акций (п. 1 ст. 73 Закона N 208-ФЗ);
- привилегированных определенного типа в случае, если на момент их приобретения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, владельцы которых обладают преимуществом в очередности выплаты ликвидационной стоимости перед владельцами типов привилегированных акций, подлежащих приобретению, либо станет меньше их размера в результате приобретения акций (п. 2 ст. 73 Закона N 208-ФЗ).

Примечание. Акционерные общества обязаны оценивать стоимость чистых активов общества ежеквартально и по окончании каждого финансового года (ст. 35 Закона N 208-ФЗ), общества с ограниченной ответственностью - по окончании каждого финансового года (ст. 35 Закона N 208-ФЗ, ст. 20 Закона N 14-ФЗ).

Указанная оценка необходима также для контроля за решениями, принимаемыми обществом при неудовлетворительном соотношении величины чистых активов и уставного капитала.
Так, в соответствии с положениями ст. 35 Закона N 208-ФЗ:
- если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, то совет директоров (наблюдательный совет) общества при подготовке к годовому общему собранию акционеров обязан включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов (п. 4);
- если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, в том числе в случае, предусмотренном п. 7 ст. 35 Закона N 208-ФЗ, то общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из решений - об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов, либо о ликвидации общества (п. 6);
- если стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала более чем на 25% по окончании трех, шести, девяти или двенадцати месяцев финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, то общество дважды с периодичностью один раз в месяц обязано поместить в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о снижении стоимости чистых активов общества (п. 7);
- если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше величины минимального уставного капитала, указанной в ст. 26 Закона N 208-ФЗ, то общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года обязано принять решение о своей ликвидации (п. 11).

Примечание. Печатным органом, в котором акционерным обществам надлежит опубликовать уведомление о снижении стоимости чистых активов, является "Вестник государственной регистрации", учрежденный ФНС России (vestnik-gosreg.ru).

Под вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которого стоимость чистых активов может оказаться меньше его уставного капитала, следует понимать для организаций, созданных (Письмо ФСФР России от 30.03.2010 N 10-ВМ-03/6623):
- до 1 октября, - следующий финансовый год;
- после 1 октября, - финансовый год, начинающийся после завершения полных четырех кварталов.
Решение об уменьшении уставного капитала также подлежит опубликованию (п. 1 ст. 30 Закона N 208-ФЗ). Публикация, как было сказано выше, осуществляется дважды с периодичностью один раз в месяц в упомянутом журнале. Специальной формы уведомления о снижении уставного капитала для опубликования в "Вестнике государственной регистрации" не разработано. Установлены лишь требования к содержанию данного уведомления. Так, уведомление должно содержать (п. 2 ст. 30 Закона N 208-ФЗ):
- полное и сокращенное наименование акционерного общества, сведения о его местонахождении;
- размер уставного капитала и величину, на которую он уменьшается;
- способ, порядок и условия уменьшения уставного капитала общества;
- порядок и условия досрочного заявления кредиторами своих требований (с указанием адреса постоянно действующего исполнительного органа общества, контактных телефонов, факсов, электронной почты и других способов связи).
При формировании уведомления в случае 25%-ного отклонения чистых активов от уставного капитала по итогам трех, шести, девяти и двенадцати месяцев финансового года, следующего за вторым или каждым последующим финансовым годом, следует указать следующую информацию (п. 8 ст. 35 Закона N 208-ФЗ):
- полное и сокращенное наименование акционерного общества, сведения о его местонахождении;
- показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;
- стоимость чистых активов общества по окончании трех, шести, девяти и двенадцати месяцев финансового года, следующего за вторым или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;
- порядок и условия досрочного заявления кредиторами своих требований (с указанием адреса постоянно действующего исполнительного органа общества, контактных телефонов, факсов, электронной почты и других способов связи).
Если в приведенные выше сроки общество не исполнит предусмотренных Законом N 208-ФЗ обязанностей (п. 12 ст. 35 Закона N 208-ФЗ), то:
- кредиторы вправе потребовать от общества досрочного исполнения соответствующих обязательств или, при невозможности их досрочного исполнения, прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков, а
- орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества.
Положениями же п. 3 ст. 20 Закона N 14-ФЗ предписывается, что в случае если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше:
- его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке;
- минимального размера уставного капитала, установленного Законом N 14-ФЗ на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.
Помимо этого чистые активы "задействованы" еще в нескольких положениях Закона N 14-ФЗ. Так, уставом общества их стоимость может быть использована в качестве критерия определения цены покупки доли или части доли в уставном капитале (п. 4 ст. 21 Закона N 14-ФЗ).

Примечание. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли (п. 2 ст. 14 Закона N 14-ФЗ).

Действительная стоимость доли или части доли в уставном капитале общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала. В случае если такой разницы недостаточно, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму (п. 8 ст. 23 Закона N 14-ФЗ).
Таким образом, исходя из требований ГК РФ, Законов N N 208-ФЗ и 14-ФЗ чистые активы организаций являются показателем ее финансовой состоятельности. На основе же их величины собственниками (акционерами) либо участниками общества принимаются решения в части допущения непрерывности деятельности предприятия.

 

Величина чистых активов

 

Стоимость чистых активов:
- акционерного общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Минфином России и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 3 ст. 35 Закона N 208-ФЗ);
- общества с ограниченной ответственностью определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами (п. 3 ст. 20 Закона N 14-ФЗ).
Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз был утвержден Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (далее - Порядок).
Поскольку для ООО такой порядок до настоящего времени не установлен, то финансисты неоднократно рекомендовали данным обществам при их расчете использовать Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (Письма Минфина России от 07.12.2009 N 03-03-06/1/791, от 29.10.2007 N 03-03-06/1/737, от 26.01.2007 N 03-03-06/1/39).
Арбитражные суды также поддерживают данную точку зрения (Определения ВАС РФ от 23.06.2009 N ВАС-7595/09, от 28.11.2008 N 13438/08).
Стоимость чистых активов, согласно Порядку, является величиной расчетной, которая определяется путем вычитания из суммы активов общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
Оценка имущества, средств в расчетах и других активов и пассивов производится с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Для оценки стоимости чистых активов организации составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности.
В состав активов, принимаемых к расчету, включаются внеоборотные и оборотные активы, отражаемые в разд. I и II бухгалтерского баланса. В Порядке приведены перечень статей из формы бухгалтерского баланса, которую Минфин России Приказом от 22.07.2003 N 67н рекомендовал организациям использовать при составлении отчетности. Согласно этим рекомендациям во внеоборотные активы вошли нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы (в том числе отложенные налоговые активы).
В оборотные активы включены запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы.
В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются: долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства (в том числе отложенные налоговые обязательства); краткосрочные обязательства по займам и кредитам; кредиторская задолженность; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства.
В Приложении к Порядку приведен перечень принимаемых к расчету активов и пассивов, а также перечислены исключаемые из расчета активы. Так, в прочих оборотных активах не учитывается стоимость в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности учредителей (участников) по взносам в уставный капитал.
Собственные акции, выкупленные у акционеров, отражались в пассиве баланса как величина, уменьшающая собственный капитал организации (строка 411).
С начала же текущего года в форме бухгалтерского баланса (Приложение 1 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н) приведены лишь укрупненные его статьи. Организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям баланса (п. 3 Приказа N 66н). И в этом случае величина чистых активов будет определяться как разность между совокупностями внеоборотных и оборотных активов, приводимых в разд. I и II актива бухгалтерского баланса, и долгосрочных и краткосрочных обязательств, указываемых в разд. IV и V пассива.
Из анализа Порядка следует, что стоимость чистых активов акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) представляет собой:
- либо совокупность уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала и чистой прибыли (при ее наличии),
- либо разность между совокупностью уставного капитала, добавочного капитала и резервного капитала и суммой убытка (при его наличии).

 

Дополнительные обязанности для акционерных обществ

 

31 декабря 2009 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2009 N 352-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций" в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Пункт 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ был дополнен пп. "у" и "ф" (пп. "а" п. 1 ст. 6 Закона N 352-ФЗ). Согласно введенным нормам в Едином государственном реестре юридических лиц теперь содержатся сведения:
- о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала, и
- о стоимости его чистых активов на дату окончания последнего завершенного отчетного периода.
Следовательно, любое заинтересованное лицо в настоящее время может получить указанные сведения на основании выписки из ЕГРЮЛ (ст. 6 Закона N 129-ФЗ).
Статья 17 Закона N 129-ФЗ дополнена двумя пунктами - 4 и 5 (пп. "а" и "б" п. 2 ст. 6 Закона N 352-ФЗ).
Первая норма обязала организации, вносящие в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о том, что юридическое лицо - акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, прилагать к заявлению о внесении таких изменений в рассматриваемый реестр решение об уменьшении уставного капитала организации. При этом документы им надлежит представить в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала.
Второй же нормой установлен срок представления в регистрирующий орган заявления для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом. Такое заявление следует подавать ежеквартально в срок, установленный законодательством РФ о бухгалтерском учете для представления годовой или квартальной бухгалтерской отчетности, то есть 31 марта (30-го - в високосный год), 30 апреля, 30 июля и 30 октября.
Заявления, уведомления, сообщения организации должны представлять в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (ФНС России в свое время были выпущены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (Приложение 1 к Приказу ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@)). Но среди них нет указанных выше заявлений.
В настоящее время формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, надлежит утверждать ФНС России (п. 5.9.38 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). Но пока форма заявления для сообщения сведений о стоимости чистых активов и о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, не утверждена.
В середине прошлого года ФНС России рекомендовала использовать до утверждения в установленном законодательством РФ порядке формы указанного заявления форму N 14002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества" (Письмо ФНС России от 21.05.2010 N МН-37-6/2212). Данная форма приведена в упомянутом Письме N МН-37-6/2212 и размещена на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу nalog.ru в разделе "Государственная регистрация и учет налогоплательщиков".
Таким образом, акционерным обществам для сообщения сведений о стоимости чистых активов, равно как и для сообщения о принятом решении по уменьшению уставного капитала, остается использовать именно эту форму.
Заявителем при представлении сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов может быть лицо, действующее от имени акционерного общества без доверенности (п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ) (п. 5 упомянутого Письма ФНС России N МН-37-6/2212).
В этом же Письме налоговики сообщили, что до внесения соответствующих изменений в программное обеспечение внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества осуществляется на бумажных носителях (п. 6 упомянутого Письма ФНС России N МН-37-6/2212).
Если акционерное общество представляет информацию о стоимости чистых активов, то им заполняются разд. 1, п. 2.2 и разд. 4 формы Р14002. Пункт 2.1 и разд. 3 формы, на наш взгляд, заполнять не следует.
Если же организация находится в процессе уменьшения уставного капитала, то в представляемой форме заполняются все показатели.
ФНС России в данном Письме еще раз напомнила, что в случае, если акционерное общество сообщает об уменьшении уставного капитала, к заявлению следует приложить решение акционеров.

 

Штрафные санкции

 

Сообщение сведений о стоимости чистых активов и принятии решения об уменьшении уставного капитала является обязанностью акционерного общества. Неисполнение данной обязанности, которое выразилось в непредставлении указанных сведений или в несвоевременном их представлении, а также в представлении недостоверных сведений, является административным правонарушением, предусматривающим согласно п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.
В данном случае несет административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в налоговый орган о стоимости чистых активов акционерного общества его руководитель как лицо, имеющее право действовать от имени общества без доверенности, которое является заявителем при государственной регистрации в силу п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Протоколы об административном правонарушении составляют сотрудники налогового органа. Дела указанной категории рассматривает начальник инспекции (ст. 23.61 КоАП РФ).
В упомянутом Письме ФНС России N МН-37-6/2212 руководство службы сообщило, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в связи с непредставлением или несвоевременным представлением сведений о принятии решения об уменьшении уставного капитала акционерного общества, а также о стоимости чистых активов акционерного общества возбуждаются после 10 июня 2010 г.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Следовательно, при неотнесении непредставления указанных сведений в налоговый орган к длящимся правонарушениям через два месяца после истечения установленного срока подачи заявления штраф на руководителя акционерного общества не может быть наложен.
Если же правонарушение признается длящимся, то указанный срок рассчитывается уже со дня обнаружения административного правонарушения, что значительно повышает вероятность наказания указанного лица.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что под длящимся административным правонарушением понимается такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
По мнению налоговых органов, нарушение срока представления информации является длящимся правонарушением (Письмо УФНС России по г. Москве от 04.08.2006 N 09-10/69306@). Следовательно, налоговики считают возможным составлять протоколы о наложении штрафа практически в любое время.
Однако судьи, рассматривавшие дела о взыскании штрафов по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, смотрят на это несколько по-иному. На взгляд судей, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, а не с момента его обнаружения. Несвоевременное выявление правонарушения не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося (Определение ВАС РФ от 18.10.2007 N 13793/07; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 по делу N А52-5031/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 06.02.2008 по делу N А29-5557/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2009 N Ф04-2773/2009(6049-А27-32), ФАС Московского округа от 05.09.2008 N КА-А41/7410-08).
Налоговики при наложении штрафных санкций обязаны соблюдать определенные правила. В Письме УФНС России по г. Москве от 02.08.2007 N 34-25/073603 фискалы разъяснили, когда постановление о привлечении генерального директора организации к административной ответственности, в соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, признается вынесенным неправомерно. Например, если в протоколе об административном правонарушении отсутствуют:
- отметки о разъяснении генеральному директору его прав, предусмотренных КоАП РФ;
- о вручении ему копии протокола, а также
- запись о том, что он был ознакомлен с протоколом, отказался его подписывать и получить его копию (ст. 28.2 КоАП РФ).
Кроме того, в силу п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отмечено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (п. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности высшие судьи рекомендовали судам проверять, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ (п. 24 указанного Постановления).
Арбитражные суды отмечают, что неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, так как лицо, привлекаемое к ответственности, лишается предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты (Постановления ФАС Уральского округа от 09.02.2010 N Ф09-181/10-С1, от 27.02.2009 N Ф09-750/09-С1; ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2009 по делу N А56-55040/2008).
Но если все указанные выше процессуальные действия налоговиками выполнены в соответствии с требованиями законодательства, можно попытаться оспорить постановление о привлечении к административной ответственности руководителя организации в арбитражном суде, апеллируя к отсутствию утвержденной в установленном законодательством РФ порядке формы заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений о стоимости чистых активов акционерного общества, а также к тому, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала.
Какую сторону поддержат судьи, заранее предсказать невозможно. Но все же попытка, как говорится, не пытка.





Статьи по теме: