Главная - Статьи

Цели индивидуального (персонифицированного) учета

 

Комментарий к статье 3 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете": Цели индивидуального (персонифицированного) учета

 

Комментируемая статья предусматривает ряд целей индивидуального (персонифицированного) учета. Система обязательного пенсионного страхования представляет собой финансовый институт, который обеспечивает выполнение долгосрочных государственных пенсионных обязательств. Наряду с функцией по оперативному наполнению финансовых ресурсов для текущей выплаты государственных пенсий Пенсионный фонд РФ выполняет функцию по регистрации, учету застрахованных лиц, проверке достоверности, накоплению и надлежащему хранению их пенсионных обязательств от имени государства. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установил правовую основу и порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).
Органы Пенсионного фонда РФ осуществляют также контроль за достоверностью информации путем сопоставления индивидуальных сведений с данными о начисленных взносах по всей организации, которые указаны работодателем. Наиболее сложным в персонифицированном учете является контроль за достоверностью и правильностью специального стажа.
Среди всех целей организации и ведения ИПУ можно особо выделить одну основную - создание информационной базы. Структура такой информационной базы раскрывается в ст. 6 комментируемого Закона. Основная информация, которая вносится в базу, состоит из точных данных каждого застрахованного лица и всех платежей, которые были совершены за такое застрахованное лицо за весь период его трудовой деятельности.
В информационной базе учитывается официальная работа по трудовому договору (контракту) в любой организации, с которой состояло в трудовых отношениях застрахованное лицо, его работа в качестве индивидуального предпринимателя, некоторые виды работ по гражданско-правовому договору, при которых также совершаются выплаты в ПФ РФ, участие застрахованного лица в государственных программах по добровольному внесению в свой пенсионный капитал денежных средств. Подобная информация систематизируется, подразделяется на формирование накопительной, базовой и страховой частей будущей трудовой пенсии по старости.
Создание и ведение информационной базы ИПУ, пополнение ее сведений в отношении каждого застрахованного лица в период его трудовой деятельности создает все необходимые условия для назначения в будущем трудовой пенсии по старости. Поскольку трудовая пенсия по старости состоит из трех частей, то каждый поступающий платеж в ПФ РФ и его территориальные подразделения за застрахованное лицо в период его трудовой деятельности позволяет сразу в течение всего периода трудовой деятельности застрахованного лица формировать все три части его будущей пенсии.
Информационная база ИПУ построена таким образом, что в ней все платежи за застрахованное лицо подразделяются на три составляющих части будущей трудовой пенсии, что также позволяет достичь цели упрощения порядка назначения и расчета будущей трудовой пенсии по старости каждого застрахованного лица.
Все сведения, подлежащие внесению в информационную базу ИПУ каждого застрахованного лица в процессе его трудовой деятельности, проверяются, что позволяет достичь цели достоверности сведений о каждом застрахованном лице. Вместе с тем сами застрахованные лица информируются в процессе своей трудовой деятельности о состоянии размеров всех составляющих их будущей трудовой пенсии, возможно инвестирование накопительной части трудовой пенсии по старости и увеличение ее размера.
Статья 14 комментируемого Закона предусматривает, что каждое застрахованное лицо может один раз в год получить бесплатно сведения о состоянии своего индивидуального лицевого счета. Такая информированность каждого застрахованного лица о состоянии всех частей его будущей трудовой пенсии по старости позволяет в том числе и повысить интерес к тому, чтобы возможными законными способами увеличивать размер накопительной части трудовой пенсии по старости.
Организация и ведение информационной базы ИПУ способствуют осуществлению и некоторых государственных функций. Посредством ведения информационной базы ИПУ ПФ РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляют функцию государственного контроля за уплатой страховых взносов за застрахованных лиц.
Государственный контроль в данной области правоотношений состоит не только в том, чтобы постоянно по мере поступления отслеживать своевременность уплаты страховых взносов за застрахованных лиц, но и в том, чтобы своевременно и в надлежащей форме участники правоотношений обязательного пенсионного страхования подавали сведения в ПФ РФ и его территориальные подразделения для проверки достоверности таких сведений. Все данные информационной базы ИПУ применяются в последующем ПФ РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, чтобы спрогнозировать на будущее государственные расходы по выплате трудовых пенсий по старости.
При этом учитываются и показатели экономики нашей страны, возможные государственные доходы и их структура, с тем чтобы, возможно, в будущем пересмотреть ставки процентов по уплате страховых взносов за застрахованных лиц в ПФ РФ.

 

Перейти к оглавлению: Комментарий к Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете"





Статьи по теме: