Главная - Статьи

Бухгалтерский учет и отчетность для малых предприятий (субъектов малого предпринимательства) в 2011 г

 

Как всегда, к Новому году Минфин России опять преподнес главным бухгалтерам свой обычный "подарок" - изменения в бухгалтерском учете и отчетности. Приказом от 08.11.2010 N 144н в ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 16/02, ПБУ 19/02, ПБУ 1/2008, ПБУ 15/2008, ПБУ 2/2008, ПБУ 22/2010 добавлены (или изменены) отдельные пункты, что должно послужить целям упрощения системы ведения бухгалтерского учета и отчетности в организациях малого предпринимательства.

Приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., т.е., возможно, некоторым из нас придется делать корректировки к годовому балансу за 2010 г. Какие же проводки предстоит сделать? Действительно ли изменения, внесенные в ПБУ, облегчат жизнь бухгалтеров? Давайте попробуем разобраться.
Заметим, что все принятые изменения не относятся к кредитным организациям, даже если они могут считаться субъектами малого предпринимательства, а также к малым предприятиям, которые являются "эмитентами публично размещаемых ценных бумаг", т.е. чьи акции открыто торгуются (котируются).
Всех остальных (нас, конечно, большинство) хочу немного успокоить. Новые положения не носят обязательного характера. Малые предприятия "вправе" ими воспользоваться, т.е. вроде бы можно ничего не делать, вести учет как прежде.
К сожалению, это не так. Для того чтобы сразу это показать, начнем наш анализ с ПБУ 1/2008.

 

ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"

 

Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н (с изменениями, внесенными Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 марта 2009 г. N 22н, от 08.11.2010 N 144н).
Это ПБУ дополнили п. 15.1. В этом пункте говорится о том, что субъекты малого предпринимательства могут отражать в бухгалтерской отчетности "последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету".
Немного расшифруем. Все остальные организации должны отражать такие изменения учетной политики (способные оказать существенное влияние на финансовое положение и т.д. - смотри выше) ретроспективно. Это означает, что в случае внесения поправок в учетную политику, непосредственно касающихся конкретных, уже произошедших в текущем финансовом году фактов хозяйственной деятельности организации, их оценка в финансовой отчетности должна быть сделана с учетом внесенных поправок.
С введением п. 15.1 организации малого бизнеса освобождены от этой обязанности. Не придется что-то пересчитывать за целый год в самом его конце. Единственное, что омрачает радость от такого послабления в правилах бухгалтерского учета, это то, что никто из субъектов малого предпринимательства этого пересчета никогда не делал. Обычно по той простой причине, что таких изменений в учетную политику старались не вносить. Если вносили, то пересчета все равно не делали.
Тем не менее, если организация принимает решение воспользоваться предложенными Приказом N 144н "упрощениями бухгалтерской отчетности", придется вносить изменения в учетную политику на 2010 г., а учетную политику на 2011 г. составлять уже на основе этого Приказа и соответствующих изменений в положениях по бухгалтерскому учету.
Подчеркнем, что, даже если организация принимает решение не пользоваться никакими из введенных Приказом N 144н "упрощений бухгалтерской отчетности", сам этот факт (отказ от упрощений) придется отразить и в учетной политике за 2010 г., и, конечно, в учетной политике на 2011 г. В противном случае никто из пользователей финансовой отчетности организации не сможет понять, по каким принципам она сформирована - по обязательным для всех (РСБУ) или по вновь введенным "упрощенным". Безусловно, факт применения или неприменения "упрощений бухгалтерской отчетности" должен быть упомянут в пояснительной записке к годовому отчету - если, конечно, вы ее составляете, ведь это необязательно для малых предприятий. В случае если организация приняла решение воспользоваться какими-либо из "упрощений", то в учетной политике на 2010 - 2011 гг. должно быть подробно описано, какими конкретно из "упрощений" организация решила воспользоваться, а какими - нет. Это касается способа учета выручки и, соответственно, расходов - "по начислению" или "по оплате", ведь изменения, внесенные в ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, позволяют вести бухгалтерский учет "по оплате". Возможно, это самое серьезное из внесенных Приказом N 144н "упрощений", поэтому именно ему посвящен следующий раздел.
Выводы по разделу 1.
Даже если ваша организация приняла решение не использовать "упрощения бухгалтерской отчетности", принятые Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н, факт такого отказа должен быть отражен в учетной политике на 2010 - 2011 гг. и пояснительной записке к годовой отчетности. Если же организация приняла решение использовать эти "упрощения", то в учетной политике на 2010 - 2011 гг. должно быть подробно описано, какими конкретно из принятых "упрощений" организация решила воспользоваться, а какими - нет.

 

ПБУ 9/99 "Доходы организаций"

 

Утверждено Приказом Министерством финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 32н с изменениями, внесенными Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 27н, от 18 сентября 2006 г. N 116н, от 27 ноября 2006 г. N 156н.

 

ПБУ 10/99 "Расходы организаций"

 

Утверждено Приказом Министерством финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н с изменениями, внесенными Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 27н, от 18 сентября 2006 г. N 116н, от 27 ноября 2006 г. N 156н.
Изменения, внесенные в эти ПБУ, рассмотрим совместно, ведь они взаимосвязаны.
В п. 12 ПБУ 9/99 добавлен абзац, в котором говорится, что "субъекты малого предпринимательства... вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в подпунктах "а", "б", "в" и "д" настоящего пункта". В указанных пп. "а", "б", "в" и "д" приведены обычные условия, при наличии которых выручка признается в бухгалтерском учете всеми, не только малыми, организациями, - наличие обоснованных прав на получение выручки, определимость суммы выручки, уверенность в увеличении экономических выгод в результате операции, определимость расходов, которые произведены или будут произведены в связи с операцией по получению выручки.
В абз. 2 п. 18 ПБУ 10/99 слова "принят в разрешенных случаях" заменены словами "субъектом малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, принят". Фактически в этом абзаце сказано, что в случае если организация признает выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), то и расходы признаются "после осуществления погашения задолженности", т.е. тоже методом "по оплате".
Таким образом, впервые с 1990-х гг. (см. Историческая справка) некоторой категории организаций разрешено в бухгалтерском учете, и соответственно, финансовой отчетности отражать объем реализации только по мере ее оплаты, но и расходы при этом отражаются в оплаченном организацией размере.

Историческая справка. "Кассовый" метод учета выручки применялся малыми предприятиями на протяжении всех 1990-х гг., вплоть до 2001 г. Основанием для этого последовательно являлись следующие нормативные документы - Письмо Минфина СССР от 2 июля 1991 г. N 40 "О Рекомендациях по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях", Приказы Минфина России от 22 декабря 1995 г. N 131 "Об Указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства", от 21 декабря 1998 г. N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". При этом надо учесть, что все приведенные документы представляли собой объемные, хорошо проработанные инструкции, касавшиеся всего учетного процесса - от рабочего плана счетов до составления отчетности. Конечно, и к ним у бухгалтерского сообщества имелись претензии, чем и была вызвана их быстрая смена, - это видно по датам принятия. Следует также отметить, что только последний из приведенных документов (введен в действие с 1 января 1999 г.) предусматривал при применении "кассового" метода отнесение в расходы только оплаченных затрат. До 1999 г. учитывались расходы, относящиеся к доходам, учтенным в составе выручки. Даже если они не были оплачены.

В чем при этом состоит "упрощение", сразу понять трудно. Может быть, это новшество полезно для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) на основании гл. 26.2 НК РФ? В соответствии со ст. ст. 346.17, 346.24 гл. 26.2 НК РФ такие организации в налоговом учете (налоговый учет ведется в Книге учета доходов и расходов) обязаны отражать и доходы, и расходы по мере их оплаты так называемым "кассовым" методом. Теперь, в случае принятия организацией, применяющей УСН, решения (должно быть отражено в учетной политике) о признании в бухгалтерском учете выручки по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), налоговый учет будет идентичен бухгалтерскому учету.
Только на основании ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности по ведению бухгалтерского учета. Тем не менее большинство таких организаций (на УСН) продолжают вести бухгалтерский учет в полном объеме - по разным причинам.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в обычном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Кроме того, ведение бухгалтерского учета в полном объеме необходимо в том случае, если организация, перешедшая на УСН, выплачивает дивиденды по итогам работы за год.
Другие продолжают вести бухгалтерский учет по причине того, что, несмотря на Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Минфин России считает это необходимым (Письма от 11 марта 2004 г. N 04-02-05/3/19, от 20 апреля 2009 г. N 03-11-06/2/67).
Однако большинство ведут бухгалтерский учет потому, что его данные необходимы для нормального функционирования предприятия. Ведь, например, если делать проводку Дт счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кт счета 90.1 "Выручка" только на сумму полученных денежных средств, в случае частичной оплаты неоплаченная задолженность покупателя останется вне бухгалтерского учета. Соответственно, в дальнейшем о ней может быть забыто, менеджерами и (или) владельцами организации могут быть приняты неверные решения на основании неправильной информации. Также обстоит дело и в случае частичной оплаты организацией своих расходов - например, проводка Дт счета 20 "Основное производство" Кт счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на сумму ранее сделанной проводки Дт 60 Кт 51 в случае частичной оплаты приводит к искажению данных о задолженности предприятия перед поставщиком услуг. Подобные рассуждения справедливы в отношении практически всех счетов бухгалтерского учета. Безусловно, можно придумать систему проводок с использованием промежуточных субсчетов (например, специально открытых к счету 76) с целью отражения выручки и расходов "по оплате" с одновременным отражением задолженностей "по начислению". Однако абсолютно непонятно, для чего это надо делать.
Самое главное, что современные компьютерные программы легко справляются как с ведением бухгалтерского учета организаций на УСН, так и с формированием на его основе Книги доходов и расходов.
Таким образом, организации на УСН вряд ли заинтересованы в "упрощениях", предусмотренных рассматриваемым Приказом N 144н. Тем более это относится к организациям, применяющим общую систему налогообложения или ЕНВД. В качестве единственного исключения можно представить микроорганизацию с одним или двумя заказчиками и поставщиками либо работающую исключительно по предоплате - как с покупателями, так и с поставщиками. Только подобным организациям, возможно, выгодно будет вести учет по новым правилам.
Так что же, Приказ N 144н бесполезен для малого бизнеса? Ничего подобного, некоторые его положения принесли значительное облегчение. Прежде всего в строительном бизнесе. Об этом - следующий раздел.
Выводы по разделу 2.
Изменения, принятые Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н в части ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не ведут к упрощению бухгалтерского учета и отчетности большинства организаций малого предпринимательства, за исключением микроорганизаций.

 

ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда"

 

Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 октября 2008 г. N 116н с изменениями, внесенными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 35н.
ПБУ 2/2008 дополнено п. 2.1, из которого следует, что это Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ) к малым предприятиям относятся организации со средней численностью работников до 100 человек и выручкой от реализации (или балансовой стоимостью активов) до 400 млн руб.
Среди строительных организаций России таких предприятий достаточно много.
В основном это субподрядные или генподрядные предприятия, осуществляющие застройку одного или двух небольших объектов, а также специализированные заказчики-застройщики, осуществляющие технадзор и другие функции по управлению строительством.
Все эти совсем небольшие по московским меркам предприятия в 2009 - 2010 гг. должны были полностью перестроить порядок бухгалтерского учета информации о доходах, расходах и финансовых результатах по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года либо сроки начала и окончания работ по которым приходятся на разные отчетные годы.
Любое строительное предприятие основную часть своей деятельности осуществляет именно по таким договорам и, следовательно, должно было в бухгалтерском учете исполнять положения этого ПБУ, которое коренным образом поменяло порядок учета доходов, расходов и финансовых результатов в строительной деятельности.
Более того, ПБУ 2/2008 должно было применяться даже к тем договорам, которые переходили с 2008 на 2009 г. Данные по таким договорам должны были корректироваться по состоянию на 01.01.2009 таким образом, как если бы ПБУ 2/2008 применялось и до этой даты.
Выполнить все эти требования в учете малых предприятий было практически невозможно. Причин было множество, но, пожалуй, главной являлась та, что данные бухгалтерского учета в небольших предприятиях одновременно служат и управленческим целям. Объяснить же руководству малого строительного предприятия - директору, главному инженеру - тот факт, что объем выполнения по объекту строительства отличается от суммы подписанных ими актов выполненных работ, не представлялось никакой возможности.
Именно поэтому большинство главных бухгалтеров таких предприятий и не пытались перейти на абсолютно новый способ учета, который фактически представляет собой МСФО 11 "Договоры на строительство".
Минфин России своим Приказом N 144н наконец-то снял с них эту непосильную обязанность.
Выводы по разделу 3.
Изменения, принятые Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н в части ПБУ 2/2008, освободили малые предприятия строительного профиля от обязанности учитывать долгосрочные договоры строительного подряда по правилам, предусмотренным этим ПБУ.

 

ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"

 

Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2010 г. N 63н.
Пункт 9 Положения дополнен следующим абзацем: "Субъекты малого предпринимательства... вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета".
В п. 14 ПБУ 22/2010 говорится о порядке исправления ошибок, не являющихся существенными. Таким образом, субъектам малого предпринимательства предоставлено право выявленные существенные ошибки исправлять в порядке, предусмотренном для несущественных ошибок.
То есть любая ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, а прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Это нововведение действительно уменьшает объем работы бухгалтерии малого предприятия при подготовке финансовой отчетности в случае, если в текущем году были обнаружены ошибки предшествующих отчетных периодов, избавляя от необходимости корректировать вступительные сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало одного из отчетных периодов.
Выводы по разделу 4.
Изменения, принятые Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н в части ПБУ 22/2010, позволяют малым предприятиям исправлять все ошибки предшествующих отчетных периодов, выявленные в текущем периоде, в порядке, предусмотренном для несущественных ошибок.

 

ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"

 

Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N 66н с изменениями, внесенными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 116н.
В ПБУ 16/02 введен дополнительный п. 3.1, который позволяет не применять это Положение субъектам малого предпринимательства. Таким образом, теперь в случае прекращения части деятельности (например, ликвидация одного из производств или закрытия обособленного подразделения) организация не обязана:
- уточнять стоимость активов организации, относящихся к прекращаемой деятельности и отражаемых в бухгалтерском балансе, исходя из возможного снижения их стоимости;
- размещать в пояснительной записке к годовому отчету описание прекращаемой деятельности и стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению;
- отражать в Отчете о прибылях и убытках суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;
- отражать в Отчете о движении денежных средств движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода и т.д. в соответствии с п. п. 11 - 21 ПБУ 16/02.
Выводы по разделу 5.
Изменения, принятые Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н в части ПБУ 16/02, позволяют малым предприятиям не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

 

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

 

Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 126н с изменениями, внесенными Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 116н, от 27 ноября 2006 г. N 156н.
Пункт 19 этого Положения дополнен абзацем следующего содержания: "Субъекты малого предпринимательства... вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном настоящим Положением для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется".
В разд. 3 - 5 мы с вами пришли к выводам, что изменения, внесенные в ПБУ 2/2008, ПБУ 22/2010, ПБУ 16/02, действительно упростили бухгалтерский учет и отчетность малым предприятиям. В отношении рассматриваемого в этом разделе ПБУ 19/02 такого однозначно утверждать нельзя. На чем же основываются наши сомнения?
На первый взгляд, "упрощение" имеет место. Согласно п. 20 ПБУ 19/02, финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость (например, обращающиеся на ОРЦБ), отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально.
Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты. Она отражается по кредиту (дебету) счета 91 "Прочие доходы и расходы" (в составе прочих доходов или расходов) в корреспонденции со счетом 58 "Финансовые вложения".
Введенный в п. 19 абзац освобождает (в случае если организация принимает решение воспользоваться данным "упрощением") малые предприятия от обязанности по корректировке и отнесению на финансовые результаты разницы между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений - в этом случае организация вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений так, как если они являются финансовыми вложениями, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. Согласно п. 21 финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.
Однако трудности в этом случае подстерегают бухгалтера впереди. Согласно п. 26, при выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой одним из нескольких способов (по первоначальной стоимости каждой единицы, по средней первоначальной стоимости, способу ФИФО). Причем применение одного из указанных способов по группе (виду) финансовых вложений производится согласно положениям учетной политики организации.
Кроме того, п. п. 37, 38 разд. VI "Обесценение финансовых вложений" обязывают организацию проводить проверку на обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость. Такая проверка проводится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения финансовых вложений. Если проверка подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация должна образовать резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений.
Таким образом, вместо одной обязанности по корректировке оценки финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость, у малого предприятия появляется сразу несколько: выбор и закрепление в учетной политике способов оценки видов финансовых вложений при их выбытии; расчет стоимости выбывающих вложений в соответствии с выбранными способами; проверка на обесценение финансовых вложений; создание резерва под обесценение.
Не следует забывать о том, что внесенные в ПБУ 19/02 "упрощения" не освободили малые предприятия от обязанности раскрытия информации о финансовых вложениях в финансовой отчетности согласно п. п. 41 - 42 разд. VII "Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности".
Все сказанное в этом разделе относится, прежде всего, к организациям, не являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, т.е. для которых финансовые вложения носят редкий, единичный характер. Малые предприятия, торгующие ценными бумагами регулярно, в качестве основного вида деятельности, действительно могут получить выгоду от нововведений, внесенных в ПБУ 19/02.
Выводы по разделу 6.
Изменения, принятые Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н в части в ПБУ 19/02, не ведут к упрощению бухгалтерского учета и отчетности большинства организаций малого предпринимательства, за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам"

 

Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 107н.
В п. 7 ПБУ 15/2008 внесены изменения, позволяющие субъектам малого предпринимательства признавать все расходы по займам (кредитам) прочими расходами. Напомним, что ранее проценты по займам и кредитам, непосредственно связанным с приобретением, сооружением (изготовлением) инвестиционных активов, должны были включаться в стоимость инвестиционного актива. При этом под инвестиционными активами понимаются объекты имущества, подготовка которых к эксплуатации требует длительного времени и существенных расходов и которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или других внеоборотных активов.
Данное изменение, безусловно, облегчает жизнь бухгалтера малого предприятия.
В случае его использования не придется задумываться, является ли объект инвестиционным активом и, соответственно, на какой счет отнести проценты по займу (кредиту). Не придется распределять кредиты по разным счетам с помощью дополнительных расчетов, когда не вся сумма взятого кредита используется для сооружения инвестиционного актива. Кроме того, теперь возможен вариант, при котором не возникнет разницы между бухгалтерским и налоговым учетами.
Выводы по разделу 7.
Изменения, принятые Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н в части в ПБУ 15/2008, ведут к упрощению бухгалтерского учета и отчетности большинства организаций малого предпринимательства в части учета расходов по займам (кредитам).
Попробуем подвести краткий итог наших рассуждений. Выводы по каждому измененному ПБУ приведены в конце соответствующих разделов. Здесь же отметим, что какие-то из нововведений могут оказаться полезными всем малым предприятиям или отдельным категориям, а какие-то - никому. В любом случае нас ждет еще много работы по осмыслению принятых изменений и оценке их последствий. Также нас ждет множество комментариев по этому поводу, в том числе работников Минфина России и налоговой службы.
Уверен, что уже скоро нас ждут и новые изменения только что принятых и рассмотренных в этой статье нововведений.





Статьи по теме: