Главная - Новости

Бухгалтерский баланс: разъяснения Минфина по заполнению строк

Появилась новая версия Рекомендаций Минфина России в Письме от 09.01.2013 N 07-02-18/01. В связи с тем что отдельные положения этого документа, касающиеся формирования показателей строк баланса, финансистами были высказаны впервые, мы не могли оставить его без внимания.

Авансы надо "очистить" от НДС

По мнению Минфина, в случае перечисления организацией оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) дебиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе в оценке за минусом суммы НДС, подлежащей вычету (принятой к вычету) в соответствии с налоговым законодательством. Аналогично при получении организацией оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок этой организацией товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) кредиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе в оценке за минусом суммы НДС, подлежащей уплате (уплаченной) в бюджет в соответствии с налоговым законодательством. Иными словами, суммы выданных (полученных) организацией авансов показываются в балансе не в полной величине, а за вычетом соответствующей суммы НДС, принятой к вычету с перечисленной контрагенту предварительной оплаты (начисленной к уплате в бюджет в момент получения предоплаты).

К сведению. Аналогичная позиция (но только в отношении выданных организацией авансов) представлена в Толковании Т 16/2012-КпТ "НДС с авансов выданных", подготовленном Фондом "НРБУ "БМЦ". Специалисты Фонда обосновали эту позицию следующим образом. Дебиторская задолженность по уплаченным авансам на приобретение оборудования, товаров, работ, услуг и т.п. показывает в отчетности право организации получить предусмотренные договором объекты. Указанная задолженность не свидетельствует о праве получения назад перечисленных денежных средств, поскольку возврат аванса происходит лишь вследствие расторжения договора, неспособности поставщика (исполнителя) выполнить свои обязательства по договору и других подобных обстоятельств, которые после перечисления аванса не являются наступившими, и в обычных условиях нет оснований ожидать их наступления в будущем. Кроме того, при наступлении таких обстоятельств (если поставки не было по вине поставщика) у организации, как правило, возникает право не только на возврат аванса, но и на получение компенсаций. В связи с этим оценка дебиторской задолженности по уплаченным авансам должна показывать в бухгалтерской отчетности не сумму, которая была перечислена, а стоимость, по которой будут оцениваться приобретаемые товары, работы и услуги при их оприходовании (в части авансирования). Этой сумме соответствует величина уплаченного аванса за минусом возмещаемого НДС. К тому же в силу положений гл. 21 "НДС" НК РФ у организации после получения права на вычет "авансового" НДС впоследствии (при принятии к учету товаров, результатов работ и услуг) не наступит фактов, которые изменяли бы права и обязанности (расчеты) по уплате и возмещению НДС. Поэтому нет оснований для отражения в балансе каких-либо активов и обязательств в сумме "авансового" НДС после того, как указанная сумма однажды уже была учтена в расчетах с бюджетом к возмещению.

В целях применения Рекомендаций Минфина необходимо учитывать, что они касаются только организаций, являющихся плательщиками НДС ("спецрежимники" отражают авансы в балансе в полной сумме).

Пример. Рабочим планом счетов ООО "Монтажник" предусмотрены:
- суммы НДС, заявленные к вычету с авансовых платежей, перечисленных поставщикам и подрядчикам, учитываются по кредиту субсчета 76-6 "НДС с авансов выданных". В момент предъявления налога к вычету в учете делается запись: Дебет 68-НДС Кредит 76-6. Впоследствии восстановление этой суммы НДС отражается обратной проводкой: Дебет 76-6 Кредит 68-НДС;
- суммы НДС, начисленные к уплате в бюджет в момент получения авансовых платежей от покупателей и заказчиков, учитываются по кредиту субсчета 76-7 "НДС с авансов полученных". В момент начисления налога в учете делается запись: Дебет 76-7 Кредит 68-НДС. Впоследствии принятие этой суммы НДС к вычету отражается обратной проводкой: Дебет 68-НДС Кредит 76-7.
Организация по состоянию на 31.12.2012 имеет следующие показатели:
- авансы выданные (дебет счета 60-2) - 2200 тыс. руб.;
- сумма НДС, заявленная к вычету с авансовых платежей, перечисленных поставщикам и подрядчикам (кредит субсчета 76-6 "НДС с авансов выданных"), - 290 тыс. руб.;
- авансы полученные (дебет счета 62-2) - 5900 тыс. руб.;
- сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет с авансовых платежей, перечисленных покупателями и заказчиками (дебет субсчета 76-7 "НДС с авансов полученных"), - 900 тыс. руб.
У организации отсутствуют сомнения в погашении сумм авансов выданных, поэтому резерв по сомнительным долгам в отношении этих задолженностей не создавался.
В балансе в состав группы статей "Дебиторская задолженность" (код строки 1230) авансы выданные будут включены в размере 1910 тыс. руб. (2200 - 290). Если данная сумма будет признана существенной для отражения показателя "Авансы выданные", в баланс вводится дополнительная расшифровочная строка. Кредитовый остаток по субсчету 76-6 в размере 290 тыс. руб. в пассиве баланса не отражается.
Аналогично в состав группы статей "Кредиторская задолженность" (код строки 1520) войдет сумма авансов полученных в размере 5000 тыс. руб. (5900 - 900). В случае признания этого показателя существенным для детализации группы статей "Кредиторская задолженность" необходимо ввести дополнительную строку 1521 "Авансы полученные". Дебетовый остаток по субсчету 76-7 (900 тыс. руб.) в активе баланса не отражается.

Полагаем, если организация не воспользовалась вычетом "авансового" НДС (то есть сумма налога на отражена по кредиту соответствующего субсчета (в нашем примере это субсчет 76-6), бухгалтер, руководствуясь принципом рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"), может не уменьшать размер полученных авансов на сумму НДС.

Расходы на капитальный ремонт, техобслуживание и др.

Минфин указал: регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение его ремонта и на иные аналогичные мероприятия (например, проверку технического состояния), отражаются в бухгалтерском балансе в разд. I "Внеоборотные активы" как показатель, детализирующий данные, отраженные по группе статей "Основные средства".

Примечание. Значительные расходы на капремонт, техобслуживание, техосмотр и т.п., проводимые с периодичностью более года, учитываются в составе расходов будущих периодов и погашаются в течение соответствующего периода времени.

Таким образом, указанные расходы отражаются в балансе не по строке 1190 "Прочие внеоборотные активы", а формируют показатель строки 1150 "Основные средства". В случае существенности они выделяются путем введения дополнительной расшифровочной строки, которой может быть присвоено наименование "Долгосрочные затраты на обслуживание основных средств".

Оценочные обязательства как часть первоначальной стоимости ОС

Также Минфин сообщил об обязанности начисления оценочных обязательств на демонтаж и утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды. Финансисты указали: оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете в величине, отражающей наиболее достоверную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (денежная оценка затрат, необходимых как на ликвидацию основных средств, так и на восстановление окружающей среды). При этом суммы таких оценочных обязательств должны включаться в первоначальную стоимость основных средств. В подтверждение своей позиции чиновники ссылаются на то, что ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" предусматривает включение сумм оценочных обязательств в стоимость активов (п. 8 названного Положения) и такой порядок формирования первоначальной стоимости объекта основных средств не противоречит ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (поскольку п. 8 этого документа позволяет учесть в составе первоначальной стоимости иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств).

К сведению. Напомним, если организация, являясь субъектом малого предпринимательства, предусмотрела в своей учетной политике возможность неприменения ПБУ 8/2010, требование об обязанности признания оценочных обязательств на нее не распространяется (п. 3 этого документа).

Все остальные организации, следуя разъяснениям Минфина, должны увеличить первоначальную стоимость приобретенных основных средств на предполагаемые суммы расходов, которые возникнут у организации в будущем в связи с необходимостью проведения демонтажа и утилизации объектов и восстановления окружающей среды. В этом случае показатель остаточной стоимости основных средств, отраженный по строке 1150 баланса, будет включать суммы оценочных обязательств.

Понятно, что весьма непросто пересмотреть стоимость и суммы начисленной амортизации в отношении приобретенных объектов основных средств (в идеале речь должна идти не только об имуществе, принятом к учету в отчетном 2012 г., но и всех тех объектов, которые приняты к учету после вступления в силу ПБУ 8/2010). К тому же это повлечет за собой увеличение налоговой базы по налогу на имущество, ведь она определяется по правилам бухгалтерского учета. В связи с этим, на наш взгляд, "обычным" организациям не следует вносить в учет правки. Полагаем, эти рекомендации относятся в первую очередь к тем предприятиям, которые в силу тех или иных причин (например, в связи с применением МСФО либо в силу отраслевых особенностей деятельности) изначально формировали первоначальную стоимость некоторых объектов с учетом расходов на демонтаж и утилизацию объекта и восстановление окружающей среды. По мнению автора, Рекомендации Минфина по отношению к "обычным" организациям опережают события. Указание на необходимость в установленных случаях формировать первоначальную стоимость вновь поступающих объектов с учетом величины оценочного обязательства на демонтаж и утилизацию объекта и восстановление окружающей среды содержится в проекте нового стандарта "Учет основных средств", который должен прийти на смену одноименному ПБУ 6/01. До вступления в силу нового документа бухгалтер вправе руководствоваться собственным профессиональным суждением.

* * *

Ежегодно публикуемые Минфином Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за соответствующий год нередко вызывают критику специалистов-практиков, включая самих аудиторов. Каждый бухгалтер будет самостоятельно решать, какие из разъяснений, представленных в свежем Письме, учесть при составлении баланса за 2012 г., а какие принять к сведению "на перспективу". При этом, в случае если отчетность организации подлежит обязательному аудиту, целесообразно выяснить позицию вашей аудиторской фирмы по рассмотренным в статье вопросам.

Примечание. Рекомендации аудиторским организациям доводятся до заинтересованных лиц Письмом Минфина, которому каждый год присваивается одинаковый номер - N 07-02-18/01, что позволяет легко найти документ, в том числе за все предшествующие годы.

Февраль 2013 г.





Новости по теме: