Главная - Статьи

Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Помимо иных заинтересованных пользователей годовая бухгалтерская отчетность подлежит представлению в том числе в Налоговую инспекцию. Причем сдавать отчетность за 2012 г. в том, что касается сроков ее представления, следует по новым правилам.

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций прописаны в Положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н). При этом с начала 2013 г. на смену Закону от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) пришел Закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
В связи с этим представлять отчетность за 2012 г. необходимо уже по новым правилам, то есть:

  • в налоговый орган - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК);
  • в орган государственной статистики - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, последний день представления бухгалтерской отчетности за 2012 г. приходится на 1 апреля 2013 г. Данный вывод следует из пп. 5 п. 1 ст. 23, ст. 6.1 Налогового кодекса и п. 88 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, далее - Приказ N 34н). Иными словами, по существу, срок сдачи годовой отчетности остался практически тем же, только исчислять его стало проще (ранее речь шла о 90 днях по окончании года).

Для организации датой представления бухгалтерской отчетности считается день ее почтового отправления или день фактической передачи (п. 47 ПБУ 4/99 и п. 88 Приказа N 34н). Отметим, что не все имеют возможность представлять отчеты на электронных носителях. В таких случаях налоговики рекомендует воспользоваться утвержденными формами отчетности, размещенными на сайтах ФНС и ФГУП ГНИВЦ ФНС. Данные формы документов представлены со штрихкодом в формате, обеспечивающем возможность автоматизированной обработки с использованием сканеров.
Существенным плюсом является то, что теперь не требуется предварительно утверждать у участников общества сдаваемую отчетность. Ранее указанное требование было прописано в п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ. Согласно же п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем фирмы. Именно поэтому в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 прозвучало, что в организации следует хранить экземпляр отчетности, подписанный руководителем, причем подпись должна содержать дату этого отчета.

Состав отчетности

Как правило, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность фирмы состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ). Для некоммерческих организаций это бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ). Пояснительная записка с начала 2013 г. в связи с утратой силы Закона N 129-ФЗ не входит в состав бухгалтерской отчетности. Тем не менее в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ и п. 39 ПБУ 4/99 организация вправе представить дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей. Данный вывод прозвучал и в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012.

К сведению! Первым отчетным годом для организаций, созданных после 30 сентября, по их выбору может являться период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года (п. 3 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).

Как и прежде, малые предприятия могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. Они вправе не представлять приложения и пояснительную записку (п. 85 N Приказа 34н). В частности, решение вопроса о включении отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. На это обратили внимание чиновники Минфина России в п. 17 Информации N ПЗ-3/2012 и в Письме от 3 апреля 2012 г. N 03-02-07/1-80.

Формы отчетности утверждены Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н (далее - Приказ N 66н). Электронный формат документов прописан в Приказе ФНС России от 15 февраля 2012 г. N ММВ-7-6/87@.

Между тем для малых предприятий Приказом Минфина России от 17 августа 2012 г. N 113н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н" (далее - Приказ N 113н) введены упрощенные формы баланса и отчета о прибылях и убытках. Указанный Приказ начал действовать с 28 октября 2012 г., так что вряд ли кто успел им воспользоваться при составлении отчетности за 9 месяцев. Теперь же у малых предприятий есть выбор, какие из форм отчетности использовать - обычные либо упрощенные. Электронный формат документов утвержден Приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/881@.

Субъекты малого предпринимательства

В данном случае нелишним будет вспомнить критерии отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства. Указанные значения прописаны в ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Постановлении Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556. Рассмотрим их подробнее.

1. Состав участников. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, фондов в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов).

Доля участия, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не должна превышать 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на общества, деятельность которых заключается в применении результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства) исключительные права на которые принадлежат учредителям таких обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования.

2. Численность. Средняя численность работников (в т.ч. работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству с учетом реально отработанного времени) в предшествующий год должна быть не более 100 человек.

3. Выручка. Выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) в предшествующий год не может превышать 400 млн руб.

Вновь созданные организации могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели за период, прошедший со дня регистрации, не превышают вышеуказанных предельных значений.

УСН

Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет, установлен п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. При этом организации, применяющие УСН, не включены в данный список. Так что с начала 2013 г. они должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность (Письмо Минфина России от 23 октября 2012 г. N 03-11-09/80). Тем не менее первым периодом для них будет отчетность за 2013 г. Дело в том, что в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса теперь организации должны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения только годовую бухгалтерскую отчетность.

Если же говорить об отчетах за 2012 г., то представить их должны организации, применявшие в предшествующем году одновременно УСН и ЕНВД. Ведь Закон N 129-ФЗ не освобождал от бухгалтерского учета компании, осуществляющие деятельность, подпадающую под единый налог на вмененный доход (Письма ФНС России от 2 августа 2012 г. N ЕД-4-3/12840@ и от 14 марта 2012 г. N ЕД-4-3/4262@).

Индивидуальные предприниматели

Действие нового Закона о бухучете распространяется и на индивидуальных предпринимателей (пп. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ). В то же время в пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ сказано, что бухгалтерский учет могут не вести ИП, которые ведут учет доходов (или доходов и расходов) либо иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. И здесь хотелось бы отметить, что при любой системе налогообложения предприниматели обязаны вести налоговый учет. При ОСН, УСН, ЕСХН и патентной системе налогообложения для этого утверждены специальные книги. В свою очередь при ЕНВД следует учитывать физические показатели для расчета налога. Так что абсолютно все индивидуальные предприниматели вправе не вести бухгалтерский учет. Данный вывод соответствует позиции чиновников, прозвучавшей в Письмах Минфина России от 23 октября 2012 г. N 03-11-11/324, от 5 сентября 2012 г. N 03-11-11/267, от 27 августа 2012 г. N 03-11-11/257, от 26 июля 2012 г. N 03-11-11/221 и ФНС России от 21 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13838@.

Ответственность

Непредставление в налоговый орган форм бухгалтерской отчетности влечет наложение следующего штрафа:

  • в размере 200 руб. - за каждый непредставленный документ (пп. 5 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 126 НК). В данном случае налоговые органы при определении размера штрафа будут руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности конкретной организации (Письмо ФНС России от 21 ноября 2012 г. N АС-4-2/19575@);
  • на должностных лиц - от 300 руб. до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП).

Заметим, что уплата штрафа не освобождает от обязанности представления данной бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 4.1 КоАП).

Основные требования к составлению отчетности

Основные требования, предъявляемые к составлению бухгалтерской отчетности:

  • бухгалтерская отчетность компании должна включать показатели деятельности всех ее филиалов, представительств и иных подразделений (п. 8 ПБУ 4/99);
  • все данные приводятся в тысячах рублей либо в миллионах (Приложения N N 1, 2 и 5 к Приказу N 66н);
  • статьи, по которым отсутствуют значения, в типовых формах прочеркиваются (п. 11 ПБУ 4/99);
  • вычитаемый или отрицательный показатель показывается в круглых скобках (Приложение 1 к Приказу N 66н);
  • данные на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с показателями за предшествующий период (п. 10 ПБУ 4/99);
  • не допускается зачет между статьями активов и пассивов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством (п. 34 ПБУ 4/99).

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из них подлежат корректировке (п. 10 ПБУ 4/99). В результате таких корректировок сравнительные показатели 2011 г., представленные в отчетности за 2012 г., могут не совпадать с этими же показателями бухгалтерской отчетности за 2011 г. (Письмо Минфина России от 27 января 2012 г. N 07-02-18/01).

Все существенные показатели отражают в бухгалтерской отчетности обособленно (п. 11 ПБУ 4/99). Речь здесь идет о тех данных, без знания о которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (Письмо Минфина России от 27 января 2012 г. N 07-02-18/01).

Детализацию показателей по статьям отчетов организации определяют самостоятельно (п. 3 Приказа N 66н). По тем показателям, которые напрямую не регулируются нормативно-правовыми актами, целесообразно исходить из сущности отражаемого актива, характера и условий деятельности компании. В частности, чтобы смысл наименований показателей был ясен для пользователей отчетности (Письмо Минфина России от 27 января 2012 г. N 07-02-18/01). При этом малые предприятия вправе в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включать показатели только по группам статей без детализации (пп. "а" п. 6 Приказа N 66н). Кстати, упрощенные формы бухотчетности (введенные Приказом N 113н) содержат именно обобщенные статьи.

Правила исправления ошибок, допущенных в бухотчетности, прописаны в ПБУ 22/2010 (утв. Приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н). При этом Минфин России в Письмах от 13 августа 2012 г. N 03-03-06/1/408 и от 30 января 2012 г. N 03-03-06/1/40 напомнил, что не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна компании ранее.

Февраль 2013 г.





Статьи по теме: