Главная - Статьи

О неправомерности применения документа, оформленного на бланке строгой отчетности, изготовленном на компьютере или принтере

 

Комментарий к письму Минфина России от 25.11.2010 г. № 03-01-15/8-250 "О неправомерности применения документа, оформленного на бланке строгой отчетности, изготовленном на компьютере или принтере"

 

Минфин выпустил Письмо, в котором высказано мнение о неправомерности применения документа, оформленного на бланке строгой отчетности, изготовленном на компьютере и принтере.
Речь идет о ситуации, предусмотренной п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Министерство отмечает, что п. 4 Положения "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 (ред. от 14.02.2009) (далее - Положение), предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом. При этом подобный бланк должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
Из этого сделан вывод о том, что изготовление документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, на компьютере и принтере без обращения в типографию неправомерно, поскольку он не будет отвечать указанным выше требованиям.
Однако в этом же п. 4 Положения прямо указано, что БСО либо изготавливается типографским способом, либо формируется с использованием автоматизированных систем, а вышеозначенные требования к оформлению бланка предъявляются только, если избран типографский способ изготовления. В п. 11 Положения также недвусмысленно определено, что формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.
Ранее неоднократно Минфин высказывал мнение, что для формирования документов на бланках строгой отчетности может использоваться автоматизированная система, имеющая характеристики, аналогичные кассой технике, и отвечающая требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 470. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации подготовлен проект приказа "Об утверждении технических характеристик и параметров функционирования контрольно-кассовой техники". Рефреном в письмах ведомства проходит мысль о том, что по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, т.е. обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа. Отношение к идее использования для выдачи документа на БСО принтера и компьютера всегда было негативным, а вот использовать ККТ, снятую с регистрации в налоговом органе, в качестве чекопечатающего устройства не возбранялось (Письма Минфина России от 03.08.2010 N 03-01-15/6-170, от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353, от 26.05.2009 N 03-01-15/5-255, от 27.01.2009 N 03-01-15/1-28, от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303, от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285, от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96, от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43, УФНС России по г. Москве от 30.11.2009 N 17-15/126038 и др.). Кстати, аналогичное предложение использовать для изготовления документов на БСО не зарегистрированную в ИФНС ККТ Минфин предложил уже после публикации комментируемого Письма (см. Письмо Минфина России от 10.12.2010 N 03-01-15/9-256), т.е. ведомство фактически отказалось от ранее данных разъяснений о неправомерности изготовления бланка БСО иначе, как в типографии.
Почему же этой проблеме уделяется столько внимания? Дело в том, что ни в одном нормативном документе нет внятного разъяснения, что имеется в виду под упомянутой в п. 4 Положения автоматизированной системой. Но известны реквизиты, которые должен содержать бланк (п. 3 Положения):
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Пунктом 8 Положения определено, что при заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:
а) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти установлен иной порядок заполнения бланка документа;
б) все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;
в) все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.
А в п. 11 Положения находим и требования, которые предъявляются к автоматизированной системе, используемой для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа. Данная система должна обеспечивать выполнение всего двух требований:
а) она должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).
Таким образом, не важно, что представляет собой автоматизированная система. Если она обеспечивает возможность исполнения означенных требований, с ее помощью можно формировать бланк и документ на этом бланке, заменяющий кассовый чек. В том числе такой системой может быть компьютер, на котором установлено отвечающее требованиям программное обеспечение и принтер. Это не запрещено.
Если организации (предпринимателю) удобно использовать в качестве автоматизированной системы списанную ККТ, которая тоже позволяет оставаться в рамках требований п. п. 11 и 12 Положения, не возбраняется и это.
В то же время отметим, что требования к ККТ (для тех, кто обязан их применять) гораздо жестче, чем требования к автоматизированным системам.
Так, ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 470 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.06.2008 N 441), предусматривают, что применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт ККТ должна:
а) иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
б) обеспечивать печать кассовых чеков, не подлежащую корректировке регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
в) обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
г) обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
д) обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
е) эксплуатироваться в фискальном режиме;
ж) регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие не подлежащую корректировке регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
з) блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
и) иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
к) быть исправной;
л) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
м) соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;
н) иметь паспорт установленного образца;
о) иметь идентификационный знак установленного образца;
п) иметь марки - пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
р) иметь знак "Государственный реестр" установленного образца;
с) иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.
Если примерить эти требования на автоматизированную систему, становится очевидно, что они явно избыточны. И налоговый орган при проверке кассовой дисциплины не может руководствоваться этими нормами, а может лишь подходить к тем, кто выдает взамен чека документ на БСО, только с меркой п. п. 11 и 12 Положения.
Таким образом, законодательство не только не предусматривает изготовления БСО типографским способом как единственным механизмом его формирования, но и устанавливает достаточно четкие требования к автоматизированным системам. Стоит отметить, что ситуация остается конфликтной, и отстаивать свою правоту хозяйствующим субъектам иногда приходится в суде, что они с успехом и делают (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2006 по делу N А56-53796/2005, ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2006 по делу N А79-2046/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.11.2005 N А58-2593/04-Ф02-5908/05-С1). В указанных случаях налогоплательщики, получившие документы на БСО, оформленные с использованием автоматизированных систем, а не типографским способом, подтвердили правомерность вычета НДС на основании таких документов.
Тем же, кто выдает документы, заменяющие кассовый чек, с применением БСО, следует знать, что составом нарушения по ч. 2 ст. 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники" КоАП РФ, которую применяют налоговые органы при проверке исполнения требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, является неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). За это предусмотрен штраф с должностных лиц и ИП - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; с юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как видим, тем, кто освобожден от применения ККТ и кто выдает документы на БСО, может быть инкриминирован только отказ в выдаче документа, но не несоблюдение порядка его формирования, если даже проверяющие таковое усматривают.





Статьи по теме: