Главная - Статьи

Аттестация рабочих мест: проведение, оформление, учет расходов

Уже более полугода действуют новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда.

Примечание. Под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ). В свою очередь, условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Территориальные отделения ФСС РФ при установлении страхователю скидки или надбавки к страховому тарифу учитывают в том числе и результаты аттестации рабочих мест по условиям труда. Раньше это было прописано лишь в Порядке представления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Постановлением ФСС РФ от 22.03.2002 N 32). Начиная же с 2012 г. законодатель ввел это условие в норму п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (пп. "а" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.11.2011 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). При этом им уточнен и порядок их установления. Размер скидки или надбавки теперь рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается с учетом состояния охраны труда страхователя.
Проводить аттестацию рабочих мест работодателя обязывает трудовое законодательство РФ (абз. 11 ст. 212 ТК РФ).
Аттестация рабочих мест проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Обязанность по принятию указанного порядка возложена на Минздравсоцразвития России (пп. 5.2.65.2 п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321). Указанное министерство и ввело с 1 сентября 2011 г. новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, далее - Порядок). Прежний Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569) просуществовал ровно три года (далее - Порядок N 569).
Требования Порядка распространяются на всех работодателей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 Порядка).
За непроведение аттестации рабочих мест на работодателей могут быть наложены штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ:
- на должностных лиц организации и индивидуальных предпринимателей - от 1000 до 5000 руб.;
- на организацию - от 30 000 до 50 000 руб.
Помимо этого указанной нормой КоАП РФ предусмотрен и еще один вид наказания: за нарушение законодательства о труде и об охране труда деятельность организации или индивидуального предпринимателя может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Если же будет выявлено повторное нарушение, руководителя организации могут дисквалифицировать на срок от года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
По сравнению с прежними правилами аттестации рабочих мест по условиям труда нынешний Порядок более детально устанавливает процедуру проведения этого мероприятия.

Подготовка к проведению

Аттестация, как было сказано выше, проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 2 Порядка). Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, в том числе вновь создаваемые (п. 4 Порядка).
Напомним, что под рабочим местом согласно законодательству РФ о труде подразумевается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. При этом у аттестующей организации должна быть аккредитация (в соответствии с Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (Приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н)) на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Примечание. Аттестующая организация проводит необходимые измерения, оценку факторов рабочей среды и трудового процесса, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом работа по аттестации между исполнителями может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах (п. п. 6, 20 Порядка).

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает (п. 13 Порядка):
- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- оценку травмоопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
- комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
В зависимости от сроков проведения аттестация может быть как очередная, так и внеплановая.
Очередная аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Пятилетний срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации, а именно от даты подписания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации (п. п. 8, 44 Порядка).
Отметим, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с ранее используемым Порядком N 569, действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 Приказа N 342н).
Внеплановая аттестация проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):
- при замене производственного оборудования;
- изменении технологического процесса;
- изменении средств коллективной защиты;
- выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также по улучшению условий труда;
- вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
В последнем случае аттестация должна быть проведена не позднее 60 рабочих дней с момента ввода в эксплуатацию рабочего места (п. 8 Порядка).
Внеплановая аттестация проводится также по результатам государственной экспертизы условий труда, осуществленной в целях оценки качества проведения аттестации.
Для организации и проведения аттестации работодателем издается приказ (п. 11 Порядка). Унифицированной формы приказа о проведении аттестации законодательством РФ о труде не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме. В приказе должны быть как минимум следующие сведения: состав аттестационной комиссии, ее председатель, который должен быть представителем работодателя (п. 10 Порядка), срок проведения аттестации. График проведения работ по аттестации, составленный в произвольной форме, может быть представлен как приложение к приказу либо включен в текст приказа.
Аттестационная комиссия:
- осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
- формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организует их изучение;
- составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, по форме, приведенной в Приложении N 1 к Порядку.
Для составления перечня рабочих мест аттестационной комиссии потребуется штатное расписание и список работников с указанием профессии (должности) и структурных подразделений. Наименования профессий (должностей) в перечне рабочих мест должны соответствовать их наименованиям в штатном расписании. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер, начиная с первого.

Примечание. В организациях - субъектах малого и среднего предпринимательства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") в состав аттестационной комиссии рекомендовано включать: работодателя (его представителя), представителя аттестующей организации, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представителя организации или специалиста, привлекаемого работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Проводимые оценки

После составления перечня рабочих мест специалисты аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам. Правила проведения такой оценки установлены п. п. 14 - 19 Порядка.
Методика измерения уровней факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).
Измерения и оценки оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда (форма карты приведена в Приложении N 2 к Порядку).
Данный документ включает в себя сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых компенсациях, а также рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда на этом рабочем месте или в группе аналогичных рабочих мест.
По каждому фактору (группе факторов), подлежащему оценке, оформляется отдельный протокол. Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 18 Порядка).
Оценка травмоопасности рабочего места также проводится специалистами аттестующей организации. При ее осуществлении они придерживаются правил, установленных п. п. 20 - 28 Порядка.
Объектами оценки травмоопасности являются производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов, соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (п. 21 Порядка).
Порядком (п. 28) выделяется три класса травмоопасности условий труда: 1-й класс травмоопасности - оптимальный, 2-й - допустимый, 3-й - опасный.

Примечание. Травмоопасность рабочих мест оценивается по соответствию определенных объектов требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников. При этом рассматриваются требования по защите от воздействий электрического тока, повышенных или пониженных температур, механических и токсических (при использовании химических веществ).

Если на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда и при этом на нем не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент, то травмоопасность условий труда соответствует первому ее классу.
Травмоопасность условий труда соответствует второму ее классу, если на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда, но при этом на нем:
- производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или (и)
- эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности, или (и)
- выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций.
Травмоопасность условий труда соответствует третьему ее классу при выявлении на рабочем месте одного и более несоответствия требованиям охраны труда.
Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом по форме, приведенной в Приложении N 4 к Порядку.
Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 27 Порядка).
Результаты оценки травмоопасности рабочего места с указанием класса травмоопасности вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда.
Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется после проведения оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места по правилам, установленным п. п. 29 - 35 Порядка.

Примечание. Под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, применяемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (п. 3 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н).

Обязанность по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты возложена на работодателя. Приобретение и выдача работникам СИЗ осуществляются работодателем за счет собственных средств (абз. 4 ст. 212, абз. 3 ст. 221 ТК РФ).
Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом по форме, приведенной в Приложении N 5 к Порядку. Если же выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда, то указанный протокол не формируется.
Протокол оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.
Результаты оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда.
Процедура оценки условий труда завершается комплексной оценкой состояния условий труда на рабочем месте, которая включает в себя результаты следующих оценок (п. 36 Порядка):
- класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- класса условий труда по травмоопасности;
- обеспеченности работников СИЗ.
Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда", если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, соответствие рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ и при оценке травмоопасности рабочего места не выявлено несоответствия требованиям охраны труда (п. 37 Порядка).
При выявлении же несоответствия одному из приведенных требований рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда" (п. 38 Порядка).
При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка).
Результаты комплексной оценки состояния условий труда на рабочем месте вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда в строку 070.
При составлении перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, из общей массы рабочих мест рекомендуется выделить аналогичные рабочие места. Такие рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков (п. 12 Порядка):
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
- одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
На аналогичных рабочих местах оценка вредных и (или) опасных производственных факторов производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких мест от общего числа рабочих мест, но не менее двух.
При присвоении порядкового номера аналогичные рабочие места обозначаются буквой "а".

Примечание. Если наличие аналогичных рабочих мест подтвердится, на них будет составлена одна карта аттестации рабочего места одного наименования. Указанная карта оформляется на первое рабочее место из списка аналогичных мест. Это связано с тем, что условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).

Пример 1. В организации, оказывающей консалтинговые услуги, девять сотрудников выполняют одинаковую работу. Свои трудовые функции они выполняют в одном помещении, за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. У двоих из них есть дополнительное освещение.
Для признания рабочих мест аналогичными необходима совокупность нескольких признаков, одним из которых является использование однотипных систем освещения. В рассматриваемой ситуации двумя сотрудниками используется дополнительный источник освещения. Следовательно, их рабочие места в перечне рабочих мест должны иметь свои уникальные порядковые номера, поскольку даже при условии признания их аналогичными оценка вредных и (или) опасных производственных факторов должна быть проведена как минимум на двух рабочих местах.
Рабочие места остальных работников предположительно могут считаться аналогичными. В данном случае измерения должны проводиться на двух рабочих местах. 20% рабочих мест составляют 1,4 ((9 - 2) x 20%). Но при этом предусмотрен порог снизу - проведение измерений не менее чем на двух рабочих местах.

Если в процессе выборочной оценки будет выявлено хотя бы одно рабочее место, не отвечающее признакам аналогичности, оценке придется подвергнуть все рабочие места без исключения. В результате необходимо будет определять новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок, поскольку первоначальный перечень был составлен с выделением аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).
Аттестации подлежат также и места с территориально меняющимися рабочими зонами (нестационарные рабочие места). Такой рабочей зоной является часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию. В рамках проведения аттестации нестационарных рабочих мест в первую очередь определяется перечень типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных или опасных производственных факторов. Время выполнения каждой операции рассчитывается экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), а также путем опроса работников и их непосредственных руководителей. Именно этим операциям и будет даваться оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 41 Порядка).
Не исключена ситуация, когда в соответствии с приказом руководителя или трудовым договором в должностные обязанности работника определенной профессии (должности) включены виды работ, отсутствующие в квалификационной характеристике этой профессии (должности). При проведении аттестации такого рабочего места оценке подлежат все виды работ, выполняемые сотрудником на рабочем месте (п. 42 Порядка).

Оформление результатов

Результаты аттестации отражаются в составляемом комиссией отчете по ее проведению. К нему прилагаются документы, перечисленные в п. 44 Порядка. Среди них должны быть:
- карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок;
- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (Приложение N 6 к Порядку);
- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (Приложение N 7 к Порядку);
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (Приложение N 8 к Порядку);
- итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение N 9 к Порядку).
На рассмотрение отчета об аттестации комиссии дается 10 календарных дней с момента его оформления. Подписанный итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда вместе с отчетом об аттестации передается работодателю.
В течение 10 рабочих дней с даты поступления данных документов работодателю надлежит утвердить отчет об аттестации и выпустить приказ о завершении аттестации рабочих мест. Унифицированной формы приказа о завершении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.
В тот же срок он должен ознакомить работника с результатами аттестации его рабочего места под роспись в карте аттестации.
Все же члены аттестационной комиссии, а также иные лица, указанные в выпускаемом приказе, подлежат ознакомлению с ним (п. 44 Порядка).
Несколько меньше времени - 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждения отчета об аттестации - отводится работодателю для направления в государственную инспекцию труда сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, сведений об аттестующей организации и сопроводительного письма. Указанные документы должны быть представлены на бумажных носителях и в электронном виде (п. 45 Порядка).

Примечание. Документы по аттестации рабочих мест хранятся у работодателей в течение сроков, установленных законодательством РФ. Такие сроки в настоящее время определяются в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558). Указанный Перечень предписывает хранить документы об аттестации рабочих мест по условиям труда не менее 45 лет, а при наличии тяжелых, вредных или опасных условий труда - не менее 75 лет (ст. 602 Перечня). Место и порядок их хранения определяет сам работодатель (п. 46 Порядка).

Учет затрат

Затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда являются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Они списываются на расходы единовременно в периоде их осуществления (п. 18 ПБУ 10/99).

Пример 2. Организация в марте 2012 г. провела аттестацию рабочих мест. Для этих целей с аттестующей организацией был заключен договор на оказание услуг стоимостью 101 480 руб., в том числе НДС - 15 480 руб. Условиями договора предусмотрена предоплата в сумме 66 080 руб., оставшаяся же часть, 35 400 руб. (101 480 - 66 080), перечисляется после подписания акта оказания услуг, который был подписан сторонами 27 марта. Организация выполняет операции, облагаемые НДС, 30 марта получен счет-фактура на оказанные услуги по аттестации рабочих мест, в налоговом учете ею используется метод начисления.
В бухгалтерском учете в этом месяце осуществляются следующие записи:
Дебет 60, субсчет "Авансы выданные", Кредит 51
- 66 080 руб. - перечислена предоплата аттестующей организации;
Дебет 20 Кредит 60
- 86 000 руб. (101 480 - 15 480) - учтена стоимость услуг по аттестации рабочих мест;
Дебет 19 Кредит 60
- 15 480 руб. - выделен НДС, предъявленный аттестующей организации;
Дебет 60 Кредит 60, субсчет "Авансы выданные",
- 66 080 руб. - зачтена предоплата в счет задолженности перед аттестующей организацией;
Дебет 60 Кредит 51
- 35 400 руб. - перечислены денежные средства в счет окончательного расчета.

Расходы на услуги по проведению аттестации рабочих мест учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности в силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо ФНС России от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@). У налогоплательщика при этом должны быть в наличии все документы о результатах проведения аттестации рабочих мест, их оценок, договор с аттестующей организацией и копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией.
При методе начисления стоимость проведения аттестации признается в составе расходов на дату подписания акта выполненных работ (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ), при кассовом методе - на дату оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Окончание примера 2. Поскольку последний из необходимых документов для принятия к вычету предъявленного НДС - счет-фактура - у организации появился 30 марта, то в этот день в бухгалтерском учете осуществляется запись:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 15 480 руб. - принята к вычету сумма НДС, предъявленная аттестующей организацией.
Наличие оформленного акта оказанных услуг по аттестации рабочих мест позволяет налогоплательщику при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль за I квартал 2012 г. учесть в прочих расходах 86 000 руб.

Примечание. Выставленную сумму НДС за оказанные услуги налогоплательщик может принять к вычету при условии выполнения требований, изложенных в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, а именно:
- приобретаемые услуги используются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ;
- имеется в наличии счет-фактура, выставленный аттестующей организацией;
- оказанные услуги приняты на учет.

Возможность снижения расходов

Работодатель - страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников может снизить свои расходы на аттестацию рабочих мест. Для этого ему следует обратиться в территориальное отделение ФСС РФ по месту своей регистрации.
В текущем году ФСС РФ вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год (2011-й), за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. 6 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
Правительство РФ поручило Минздравсоцразвития России утвердить по согласованию с ФСС РФ правила финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1083).
Министерство же подготовило проект Приказа (от 10.02.2012 N 113н) по утверждению указанных Правил на 2012 г.
Расходы страхователя на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда включены в перечень расходов, которые подлежат финансовому обеспечению в 2012 г. за счет сумм страховых взносов на травматизм (пп. "а" п. 3 Правил).
Для решения о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное отделение фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению ему надлежит приложить (п. 4 Правил):
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году;
- копию плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
- копию приказа организации о создании аттестационной комиссии для организации, подготовки и проведения в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда;
- копию договора с организацией, осуществляющей функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, аккредитованной в установленном Порядке на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием количества рабочих мест, подлежащих аттестации, и стоимости проведения аттестации указанного количества рабочих мест;
- копию уведомления Минздравсоцразвития России о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Копии указанных документов при этом следует заверить своей печатью (п. 6 Правил).
Отделения фонда самостоятельно могут принимать решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составила менее 6 000 000 руб. включительно. И принять решение страховщик должен в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов.
Принятое решение о финансовом обеспечении либо об отказе в финансовом обеспечении направляется страхователю в 3-дневный срок с даты его принятия (п. 8 Правил).

Примечание. Решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер территориальное отделение может принять:
- если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи заявления;
- представленные документы содержат недостоверную информацию;
- предусмотренные бюджетом фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

При положительном решении страхователю необходимо вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов. При этом им ежеквартально представляется в территориальное отделение фонда отчет по форме об их использовании (п. 11 Правил). В 2010 г. ФСС РФ рекомендовал страхователям воспользоваться формой отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, которая приведена в Письме фонда от 30.04.2010 N 02-03-10/07-4138.

Пример 3. Дополним условие примера 2: организация в мае, после выхода приказа об утверждении правил, обратилась в территориальное отделение ФСС РФ с заявлением на получение финансирования по проведению аттестации рабочих мест и получила разрешение. Исходя из 20% от суммы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных в 2011 г., за вычетом расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников отделением утверждена сумма финансирования 34 574 руб., решение по ее возможному использованию получено 25 мая.
Сальдо расчетов с территориальным отделением ФСС РФ по взносам на травматизм на 1 апреля 2012 г. равно нулю. Сумма начисленных страховых взносов на травматизм во втором квартале составила за апрель 17 638 руб., май - 17 746 руб., июнь - 18 278 руб. 27 апреля сумма взносов на травматизм, причитающаяся к уплате в ФСС РФ за этот месяц, была перечислена в казначейство на счет фонда.
Полученное решение о возможности финансового обеспечения проведенной аттестации рабочих мест в счет начисления страховых взносов на травматизм в бухгалтерском учете отразится следующим образом:
в мае:
Дебет 76 Кредит 91-1
- 34 574 руб. - отражена согласованная с отделением ФСС РФ сумма финансирования по аттестации рабочих мест;
Дебет 91-2 Кредит 20
- 34 574 руб. - ранее учтенные расходы на аттестацию рабочих мест уменьшены на сумму, финансируемую фондом;
Дебет 20 Кредит 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по страхованию на травматизм",
- 17 746 руб. - начислены страховые взносы на травматизм за май;
Дебет 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по страхованию на травматизм", Кредит 76
- 17 746 руб. - часть средств целевого финансирования на аттестацию зачтена в счет уплаты страховых взносов за май;
в июне:
Дебет 20 Кредит 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по страхованию на травматизм",
- 18 278 руб. - начислены страховые взносы на травматизм за июнь;
Дебет 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по страхованию на травматизм", Кредит 76
- 16 828 руб. (34 574 - 17 746) - оставшаяся часть средств целевого финансирования на аттестацию зачтена в счет уплаты страховых взносов за июнь;
Дебет 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по страхованию на травматизм", Кредит 51
- 1450 руб. (18 278 - 16 828) - остаток суммы страховых взносов на травматизм за июнь перечислен в ФСС РФ.

С 1 октября 2011 г. налогоплательщик, которому в соответствии с законодательством РФ предоставлены субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом НДС, обязан восстановить в бюджет ранее принятую к вычету сумму налога. Восстановить ее необходимо в периоде предоставления субсидий. Восстановленная сумма при этом не включается в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). В указанной норме, к сожалению, не прописан порядок восстановления НДС, если предоставленные из федерального бюджета субсидии только частично возмещают затраты налогоплательщика.
Но еще до внесения дополнений в п. 3 ст. 170 НК РФ чиновники настойчиво рекомендовали восстанавливать ранее принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), расходы по которым частично компенсированы из федерального бюджета.
Не исключено, что данную норму чиновники распространят и на целевое финансирование ФСС РФ. Если последовать этому, то в примере 3 утвержденную отделением сумму 34 574 руб. следует представить двумя слагаемыми: 29 300 руб. (34 574 руб. : 118%) и 5274 руб. (29 300 руб. x 18%). Первое слагаемое в этом случае представляет сумму финансирования по аттестации рабочих мест, второе же - сумму НДС, которую надлежит восстановить в бюджет. И тогда к приведенной в примере 3 проводке, но с другим цифровым показателем:
Дебет 86 Кредит 20
- 29 300 руб. - ранее учтенные расходы на аттестацию рабочих мест уменьшены на сумму, финансируемую фондом, -
добавятся еще следующие:
Дебет 19 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 5274 руб. - восстановлена сумма НДС со средств, финансируемых ФСС РФ на проведение аттестации;
Дебет 86 Кредит 19
- 5274 руб. - частично выставленная аттестующей организацией сумма НДС учтена за счет средств, финансируемых фондом.
Суммы компенсаций от ФСС РФ получены в рамках целевого финансирования. И их, казалось бы, не следует учитывать в налоговом учете.
К такому мнению пришли и финансисты. Минфин России в Письме от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568 пояснил, что при осуществлении финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, осуществляемого за счет соответствующих страховых взносов в соответствии с правилами, установленными Минздравсоцразвития России, дохода для целей налогообложения прибыли у организации не возникает.
Хотя во всех остальных случаях, когда организация получает целевые средства из бюджетов различных уровней, чиновники обращаются к ст. 251 НК РФ, в которой приведен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении облагаемой базы по налогу на прибыль. Целевые поступления упомянуты в этой статье дважды - в пп. 14 п. 1 и п. 2. Норма п. 2 ст. 251 НК РФ позволяет не учитывать целевое финансирование только некоммерческим организациям, которое поступает на их содержание и ведение ими уставной деятельности.
Круг налогоплательщиков, которые могут воспользоваться нормой пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, несколько больше, но распространяется действие этой нормы только на полученное имущество, которое поименовано в этом подпункте. Средства, поступающие из ФСС РФ на финансирование предупредительных мер по травматизму, среди таковых не значатся.
Поэтому не исключена вероятность того, что компенсацию от ФСС РФ все же необходимо будет включить в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. При этом расходы на аттестацию учитываются в полном объеме, без разбивки по источникам финансирования. В прочие же расходы следует не забыть включить восстановленную сумму НДС.
Следуя этому, в примере 3 при определении облагаемой базы по налогу на прибыль за I полугодие 2012 г. надлежит дополнительно учесть в доходах 29 300 руб., а в прочих расходах - 5274 руб.

Май 2012 г.





Статьи по теме: