Статьи - Бухгалтерский аудит

Организация аудита малых предприятий

Малое предпринимательство за последние годы стало одним из важнейших секторов экономики, оказывающих большое влияние на улучшение социально-экономической ситуации в Российской Федерации. В данных условиях значительно возрастает роль и значение правильной организации бухгалтерского учета и аудита малых экономических субъектов. Для осуществления аудита организаций любого вида требуются, во-первых, наличие нормативных актов и, во-вторых, система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения требований законодательства. Развитие аудита как за рубежом, так и в России привело к необходимости унификации аудиторской деятельности. В результате стали разрабатываться аудиторские стандарты, сначала в национальных рамках, затем в международном масштабе. Существует также МСА 1005 "Особенности аудита малых предприятий", в котором рассматриваются основные характеристики малых предприятий, методические указания по применению МСА, рекомендации по проведению аудита в тех случаях, когда аудитор оказывает малым предприятиям бухгалтерские услуги.

Новый порядок аттестации аудиторов

Разъясняется новый порядок аттестации аудиторов, введенный в действие с 1 января 2011 г. Приводятся особенности Программы квалификационного экзамена и требования к претенденту. В течение первых 20 лет становления и развития профессии аудитора в России специалист, желающий заниматься аудиторской деятельностью, должен был сдать квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора по одной из четырех областей экономической деятельности: общеэкономическая деятельность; деятельность кредитных и банковских организаций; деятельность страховых организаций; деятельность финансовых организаций и организаций, работающих с ценными бумагами. В каждой из перечисленных областей имеются объективные особенности, которые обусловливают специфику проведения аудита в них. Если специалист хотел проводить аудит в другой экономической области, то он должен был заново сдавать квалификационный экзамен на получение аттестата аудитора во вновь выбранной экономической области. Поэтому до последнего времени в России были аудиторы, обладающие аттестатами двух-трех типов.

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности

Если назначение Стандарта N 6 ограничивалось установлением единых требований к форме и содержанию аудиторского заключения, то ФСАД N 1/2010 определяет также требования к порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к формированию мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. В п. 9 этого Стандарта указано, что в аудиторском заключении приводится мнение аудитора по поводу того, отражает ли бухгалтерская отчетность достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица по состоянию на отчетную дату, результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за отчетный период в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности. Для сравнения заметим, что согласно п. 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Аудиторская проверка в конкурсном производстве

Рассматриваются задачи аудита и соответствующие процедуры в случае конкурсного производства в обанкротившихся хозяйствующих субъектах. Показаны отличия конкурсного производства от реабилитационных процедур банкротства в аспекте аудиторской проверки. Для проверки достоверности отчета арбитражного управляющего и оценки законности его действий по формированию и расходованию конкурсной массы весьма целесообразно привлекать аудиторов. На первый взгляд, оплата услуг аудиторов - лишь лишняя нагрузка на предприятие, и без того испытывающее финансовые трудности. Кредиторы такого предприятия уже понесли значительный ущерб в связи с задержкой выплат по долгам. В действительности, обанкротившийся должник, у которого отсутствуют денежные средства, может располагать значительными активами в неденежной форме, проверка законности движения которых необходима во избежание еще больших потерь для кредиторов.

Дополнительные требования к лицам, осуществляющим аудиторскую деятельность

Данное Информационное сообщение является разъяснением к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", который установил дополнительные требования к лицам, осуществляющим аудиторскую деятельность.

Кто должен пройти обязательный аудит

Одной из составляющих годовой бухгалтерской отчетности согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" является аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Причем в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, эта составляющая отчетности тоже становится обязательной.

Составление бухгалтерской отчетности в соответствии с рекомендациями по проведению аудита

Проверяя бухгалтерскую отчетность организаций, аудиторы руководствуются Рекомендациями Минфина аудиторам. На многие моменты, затрагиваемые в Письме Минфина, следует обратить внимание и бухгалтерам.

Проведение аудита, обязательный аудит и оказание сопутствующих аудиту услуг

Странно, но почему-то создается впечатление, что Минфин России и наши законодатели отчего-то невзлюбили отечественных аудиторов. Сначала было принято решение о всеобщей переаттестации аудиторов, причем в самой жесткой форме.

Построение аудиторской выборки

В статье рассмотрены особенности и методы построения аудиторской выборки в производственном аудите, позволяющие получить доказательства для выражения обоснованного мнения о достоверности учета производственных операций.

Аудит нематериальных активов (НМА)

Разбираются типичные ошибки, обнаруживаемые в процессе аудита нематериальных активов. Пояснения даются на конкретных примерах.